English

23 апреля 2018 года началось публичное обсуждение законопроекта, в соответствии с которым вносятся изменения в Закон о банкротстве в части повышения гарантий независимости, добросовестности и компетентности арбитражных управляющих. Данный законопроект устанавливает новые положения в Законе о банкротстве, связанные с порядком выбора кандидатуры арбитражного управляющего.

Главное нововведение – создание находящегося в открытом доступе регистра арбитражных управляющих, который будет вести Судебный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации. Указанная система вводится для случайного выбора арбитражных управляющих. Информация об избранной для конкретного дела кандидатуре арбитражного управляющего будет содержаться в регистре в течение 5 дней. Отсутствие ответа от арбитражного управляющего в течение указанного срока считается отказом от участия в деле о банкротстве, что будет являться основанием для исключения информации из регистра. В случае отказа арбитражного управляющего, его кандидатура не будет учитываться при определении посредством случайного выбора в течение следующих тридцати рабочих дней.
Указанный регистр будет содержать информацию о профессиональной квалификации арбитражных управляющих и о возможности их участия в делах разных групп должников. К первой группе должников будут относиться средние предприятия и компании, не включенные в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, ко второй — малые предприятия, к третьей — микропредприятия, граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и отсутствующие должники. Для возможности участия в процедурах банкротства первой и второй группы, к арбитражным управляющим предъявляются требования относительно наличия соответствующего стажа и балла в регистре. Участие в деле о банкротстве с успешным завершением соответствующей процедуры подразумевает начисление баллов, в то время как установленные незаконные и непрофессиональные действия подразумевают их снижение.

Юристы РКТ считают, что несмотря на устранение существующих недостатков, введение автоматизированной системы может создать новые возможности для злоупотреблений. Как отмечалось ранее, выбранная судом кандидатура содержится в публичном доступе пять дней, что дает возможность заинтересованным лицам повлиять на независимость арбитражного управляющего. Добросовестность и компетентность также не гарантируются: арбитражный управляющий, участвующий в большом количестве дел о банкротстве и успешно уходящий от ответственности за нарушения, будет иметь больше баллов, чем арбитражный управляющий, добросовестно исполняющий свои обязанности в небольшом количестве дел.